Самооценка

Гляжусь в себя, как в зеркало…

Почти на каждой консультации так или иначе всплывает тема самооценки. Вообще, с точки зрения коммерческой психологии, запрос клиента на разговор о самооценке — это госзаказ для психолога: в зависимости от стиля работы, порядочности и мотивации консультирующего клиента можно основательно раскручивать на бабки, рассказывать ему какие-то теории, строить из себя гуру и просто с известной долей житейского лукавства ебать мозги. Причём делать это можно даже безо всякого обмана, ведь самооценка — понятие динамическое и постоянно меняющееся в соответствии с внешними условиями и обстоятельствами, а значит, говорить о ней можно, как о погоде за окном: долго, обстоятельно, рассыпаясь в метафорах и прогнозах и даже добиваясь какого-никакого облегчения внутреннего напряжения. Временно — завтра будет новый день и новый кейс, как говорится, да и клиент рано или поздно задастся вопросом, что ему дают эти обсуждения значений термометра. В принципе, ничего плохого в этом нет: добрая половина клиентов — это просто люди, которым не с кем откровенно, искренне и серьёзно поговорить о каких-то волнующих их вещах, незримо присутствующих в жизни и время от времени напоминающих о себе. Короче говоря, если нравится трепаться о жизни за деньги, то вот вам прибыльная ниша…

Я же всей душой люблю следующее: женщин, Родину, видеоигру «Ведьмак 3: Дикая Охота» и реальные, ебать их в сраку, психологию и духовный поиск как они есть, поэтому предпочитаю раскладывать вопрос максимально быстро и чётко, выщёлкивая человека из ментальных дебрей, в которые он с радостью готов погрузиться и сгинуть.

Сразу скажу, что здоровой самооценкой является самооценка адекватная стоящей перед человеком задаче. Вещь это, во-первых, динамическая, во-вторых, точечная — то есть оценка себя происходит под каждый конкретный случай. С этим, как правило, никаких проблем нет: есть опыт — есть представление, нет опыта — пробуем и корректируем представление на основании обратной связи. Всё просто. Но есть в нашем сознании некий реликт — нечто вроде средней по больнице оценке самого себя, некоторого представления о самом себе — вот с ним обычно и возникают проблемы. Проблема заключается в том, что если в конкретной ситуации мы можем практиковаться, нарастить мастерство и тем самым повысить свою оценку этой сферы, то вмешательство в средний параметр затруднено тем, что, во-первых, количество переменных постоянно меняется, во-вторых, надо невероятно сильно нарастить какой-то параметр, чтобы хоть сколь-нибудь существенно изменить среднее арифметическое, в которое он входит. А это силы, время, деньги и проч. Ну и разумеется, всегда можно докинуть в это среднее составляющее новых переменных, чем окончательно взять человека за жабры: сделал карьеру — молодец, а где твои дети? Какие прелестные малыши, видно, что им уделяется много внимания — очевидно за счёт профессиональных успехов, ну что ж, каждый сам расставляет приоритеты, семья — это важно, да. И губки так понимающе поджать. Ни на что не намекая, конечно. На самом деле, даже держать такого не надо, время от времени просто попинывать в противоположном направлении и человек в метаниях из угла в угол сам себя на говно изведёт. Но сейчас немного о другом.Обычно люди жалуются на самооценку заниженную. И это ВСЕГДА ложь. Человек с действительно заниженной самооценкой никогда об этом не скажет, напротив, для него это прекрасная новость! Такая же прекрасная, как вовремя узнать, что ты выставил что-то на Авито по заниженной цене — разве не здорово, что вместо 500 рублей можно выручить 1000 за то же самое? По какой-то причине ты не знал среднерыночную цену своего товара, выставил лот дешевле, кто-то добрый тебе подсказал, и ты всё быстренько исправил. Как вы уже поняли из сравнения, для диагностики завышенности/заниженности что цены, что самооценки необходимо знать реальную цену, от которой и будет вестись отсчёт. Поэтому любой, кто жалуется на заниженную самооценку, сознательно или бессознательно врёт себе и людям относительно своей реальной ценности! Отсюда мы и начинаем работу по выяснению причин и мотивов избранной стратегии. Ведь, согласитесь, нет ничего преступного в выставлении на Авито чего-то по заведомо заниженной цене: потому что крепко б/у, надо срочно и быстро продать или ещё что. Тут всё просто и понятно — цель продажи определяет маркетинговые средства. А вот зачем человек бредёт по жизни и на каждом шагу прикидывается то дурачком, то просто убогим — это уже куда более интересный и глубокий вопрос. Причем делается это всё не слишком умело и старательно, да и правда, как вода, по своей природе такова, что дырку найдёт, поэтому человек нет-нет да и выдаст себя настоящего, что не может не вызвать у окружающих диссонанса: с одной стороны, весь названный кандидатом список достоинств состоит из одной строчки «не ссусь в штаны», с другой — устраиваться он пришёл на руководящую должность и с подавляемой обидой удивился отказу.

Скейпинг. Шаг первый: текущий скейп

Призрачно всё в этом мире бушующем.

Истоки у скейпинга мутные: кто говорит, что его придумали Богданов и Клюхин для своей «Матрицы», кто-то считает, что это разработки американцев из семидесятых-восьмидесятых годов. На самом деле, всё это не суть важно и интересно, а важно то, что технология рабочая и даёт весьма неплохие результаты при грамотном и осознанном использовании. Об этом и поговорим.

Всё начинается с формирования текущего скейпа — инвентаризации набора действующих иллюзий и установок на заданную тему. Главный принцип — не лгать. Но поскольку текущий скейп содержит наши текущие установки, то очевидно, что мы безоговорочно принимаем их на веру, считаем истиной и стоять за них будем, если не насмерть, то уж точно до истерики и исступления. Для обхода блокировок в скейпинге используется стандартная формулировка:

«У меня есть иллюзия, что…»

И дальше прописывается одно конкретное убеждение. Чем детальнее, тоньше и конкретнее будет формулировка, тем лучше. Осознание многих установок уже само по себе даёт интересный эффект и высвобождает немного энергии.

На этом этапе подстерегают и первые трудности: например, мы берём тему денег и начинаем выписывать иллюзии. Выписав штук десять, мы можем застопориться, считая, что работа закончена и иллюзий больше не осталось. На самом деле такие темы как деньги, секс, уникальность, самооценка, отношения просто не могут состоять на десяти утверждениях — если бы это было так, они сами успешно развалились безо всякой сознательной диверсии с нашей стороны. На практике же, только выписав двести-триста иллюзий, понимаешь насколько огромный сцементированный пласт убеждений застрял у тебя в уме.

Рука руку моет, а иллюзия иллюзию поддерживает — «круговая порука» наших убеждений поражает воображение неподготовленного человека, поэтому формирование текущего скейпа — работа достаточно серьёзная и занимает порядочно времени. Например, скейп по деньгам я писал в два присеста по три часа, потом ещё в течение пары недель дописал десятка три иллюзий — это в скейпинге не возбраняется: и целевой и текущий скейпы всегда можно дополнить, если необходимо. Некоторые иллюзии обладают повышенной текучестью и их сложно поймать, поэтому, как только иллюзия обнаружена, её необходимо пусть даже коряво сформулировать и записать куда придётся — я отправлял их себе в личку ВК, а уже вечером спокойно садился, разбирался и дополнял список чёткой формулировкой.

Итак, берём ручку, тетрадь (лучше делать это всё-таки от руки) и начинаем писать. Для старта и опоры можно использовать готовые списки, но здесь важно не скатиться в автоматическое прочтение материала, делать всё нужно с вниманием и осознанностью, осмысляя каждое предложение. Разумеется, можно дописывать свои иллюзии, переформулировать имеющиеся и раскрывать их, если того требует ваш ассоциативный ряд, ведь общие списки на то и общие, что написаны для всех, поэтому не ленимся подгонять ситуацию под своё положение дел. Плюсом готового списка является содержание иллюзий, которые могут особенно упорно не приходить нам в голову и не ложиться на бумагу — забывания, скачки внимания, попытки отвлечься, тошнота, головокружение, головная боль, зуд и зажимы в теле — верные спутники процесса на данном этапе, за живое берём как-никак.

Ещё раз: текущий скейп описывает ситуацию на текущий момент нашей жизни. Именно поэтому скейпиться лучше по актуально переживаемой теме. Если тревожит материальное состояние, то и разбираться надо именно с ним, не индульгируя себе и не сбегая в скейпинг важных, но неактуальных тем. На самом деле, если в нашем хитросплетении имеются иллюзии из других тем, то они так или иначе непременно всплывут: скейпинг, как чугунный шар, — если уж покатился, то намотает и подомнёт под себя всё, что надо.

Приведу пример из собственного скейпа по начинанию какого-нибудь дела. В принципе, это можно было бы прописать единым скейпом под названием «Прокрастинация», но я решил разбить его на несколько составляющих и прописать каждый отдельно, поскольку лично у меня всегда были сложности именно с физическим начинанием каких-то дел; страх неудачи или, скажем, поиск идеи никогда меня особо не заботили и не тормозили, всё это я выдавал на раз, а вот непосредственно старт — с этим да, были проблемы.

Вот первые пункты:

    1. У меня есть иллюзия, что не стоит браться за дело, если я не уверен, что всё сделаю идеально.
    2. У меня есть иллюзия, что не стоит браться за дело, если не уверен, что получится с первого раза.
    3. У меня есть иллюзия, что не стоит принуждать себя к действию, если нет ярко выраженного желания.
    4. У меня есть иллюзия, что нет смысла сделать что-то, даже если собираешься уже не один год.
    5. У меня есть иллюзия, что в следующем месяце обстоятельства будут более благоприятны для запуска своего сайта, чем сейчас.
    6. У меня есть иллюзия, что новая деятельность окажется неприятной и слишком сложной для меня.
    7. У меня есть иллюзия, что я слишком тупой для начала новой деятельности.
    8. У меня есть иллюзия, что я не готов вести своё проект.
    9. У меня есть иллюзия, что новая деятельность возложит на меня слишком большую ответственность.
    10. У меня есть иллюзия, что нужно ещё немного изучить тему перед стартом.
    11. У меня есть иллюзия, что нет смысла начинать что-то делать, если это придумано не мной и кто-то уже это делает.
    12. У меня есть иллюзия, что при начале новой деятельности я должен чувствовать себя уверенно, даже если не имею в ней опыта.

Всего я настрочил 82 пункта. В тексте выше курсивом я выделил особые моменты, которые подчеркивают индивидуальность моего скейпа — именно в такой формулировке утверждение кажется мне наиболее истинным и конкретным.

Крайне важно не сачковать и прописывать «У меня есть иллюзия, что…» в начале каждого утверждения. Безо всяких «-II-» и копировать-вставить.

Также важно писать мнения, а не факты. То есть формулировка «У меня есть иллюзия, что меня зовут Максим» будет очевидной ложью — на этот счёт никакой иллюзии у меня нет — а вот, например, то, что это имя мне не подходит или наоборот, как нельзя лучше отражает мою неповторимую натуру — это уже мнение и его необходимо записать.

Иллюзии можно выделять через вопросы и абстрактные утверждения типа:

Я/они/мир/американцы/веганы … (какие?)

Я/они/мир/государство (не) должны … (что и как?)

Я не могу/я могу … (что?)

(Не)справедливо и (не)правильно, когда … (что происходит? c кем происходит?)

Очень легко выявить (и сложно сформулировать и записать) иллюзии через эмоции и чувства, особенно такие как обида, злоба, гнев, раздражение, тревога и т.д. Эмоция возникает в момент, когда окружающая реальность не соответствует нашим ожиданием и нам кажется, что, поддав в топку злости, мы сможем на рывок взять бога за бороду. Поэтому здесь важно проанализировать свои эмоции и переживания с целью извлечь из них искомое утверждение. Например:

«Меня раздражает, что я дважды в прошлом месяце помыл кулер в офисе, а этого никто не отметил» → «У меня есть иллюзия, что мои действия вне должностных обязанностей на благо коллектива должны отмечаться и поощряться коллегами и начальством».

Ну и, конечно же, прекрасно действует выявление через наблюдение за другими людьми. Чужих тараканов со стороны прекрасно видно, поэтому, заметив какой бы то ни было резонанс с ситуацией, необходимо тут же задаться вопросом «А нет ли у меня такого же убеждения?». Каждый раз, когда в интернете кто-то неправ или наоборот как-то очень сильно прав, говорит очень правильные вещи, с которыми мы согласны, но им не следуем, необходимо тщательно всмотреться в свои мысли по этому поводу — одна-две иллюзии в них точно скрываются.

Здесь очень важно понять, на что именно была реакция. Необязательно чей-то глюк полностью совпал с нашим собственным, но эмоция-то возникла, значит, есть реакция, значит, за что-то она зацепилась и откуда-то уши растут — вот за эти уши и следует потянуть. Опять же пример из жизни.

Долгое время меня раздражали посты в соцсетях, в которых люди рассказывали о своих навыках и таким образом рекламировали свои услуги. Я признал это раздражение и принялся его рассматривать. Выяснил, что я и сам бы хотел как-то заявить о себе, но что-то мне мешало. Поддев ещё один слой, я обнаружил совершенно конкретные иллюзии, которые и добавил в скейп:

    1. У меня есть иллюзия, что если я шарю в теме, то люди должны сами меня находить.
    2. У меня есть иллюзия, что хороший товар и специалист не нуждаются в рекламе, даже на самых ранних этапах.
    3. У меня есть иллюзия, что заявлять о себе — признак попсовости, а у меня уникальное предложение (которое, опять же, люди должны сами оценить).
    4. У меня есть иллюзия, что я не должен никому ничего разъяснять и показывать на пальцах.
    5. У меня есть иллюзия, что я должен работать только с подготовленными людьми.

Короче, обычное задранное самомнение и раздутое ЧСВ человека, который, может быть, в чём-то и разбирается на должном уровне, но остальные-то откуда об этом узнают, если он хранит свои наработки и достижения в тёмном чулане за семью замками? Отсюда можно начинать формулировать следующий скейп, посвящённый тому же ЧСВ — я ж говорю, круговая порука. 🙂

В идеале на этом шаге мы должны добиться состояния пустой головы, исписаться в ноль, добиться тождественности между содержимым нашего ума и содержимым на бумаге. Это ощущение сложно выразить в словах, но легко ощутить на собственной шкуре. Оно — это оно.

На этом первый шаг подходит к концу. Мы сформулировали и записали текущий скейп, которым мы не слишком довольны и хотели бы его изменить — как это сделать, мы столь же подробно обсудим во втором шаге.